Оглавление

Медные духовые инструменты

Валтрона

Труба

Тромбон

Туба

 

Туба

Поиски полнозвучного баса для медной группы продолжались на протяжении всего XIX века и периодически приводили к созданию самых разнообразных низких инструментов: басовых и контрабасовых тромбонов, бомбардонов и, наконец, туб различной величины и объема.

 

В настоящее время туба представляет собой широкомензурный медный духовой инструмент, вдвое превышающий длину тенорового тромбона.
Натуральная скала тубы следующая:

untitled-621

Основной тон на тубе извлечь невозможно.
Вследствие большой длины инструмента самые высокие обертоны образуются лишь в относительно узкой части мензуры, в то время, как прилегающая к раструбу широкомензурная часть трубки фактически выключается. Именно это и придает верхним звукам тубы сдавленный характер.
Туба имеет четыре вентиля, из которых три первых понижают натуральную скалу, как обычно, на один, полтона, полтора тона, а 4-й вентиль представляет собой квартвентиль и нажимается мизинцем правой руки. Держат тубу перед собой раструбом вверх.
Общий звукоряд тубы (без квартвентиля) следующий:

untitled-631

Квартвентиль понижает весь звукоряд на кварту вниз, однако им пользуются лишь для извлечения нескольких нижних нот.
Комбинации из нескольких вентилей с квартвентнлем звучат очень плохо, так как, например, комбинация из трех основных вентилей и квартвентиля создает такой лабиринт добавочных трубок, что звук становится чрезвычайно тусклым и неустойчивым. Но главное неудобство в такой комбинации заключается в том, что квартвентиль делает трубку инструмента намного длиннее и поэтому любой из основных вентилей, сверх квартвентиля. понижает звукоряд по отношению к этой более длинной трубке уже не на 1, 0.5, 1.5 тона, а заметно меньше. Поэтому употребление каждого вентиля помимо квартвентиля приводит к фальши до 1/4 тона. Особенно эта фальшь заметна при сложных комбинациях вентилей. Неточность звучания в какой-то мере может быть исправлена осаживанием звука губами.
На тубах некоторых конструкций строят иногда 5-й вентиль, так называемый корректирующий, понижающий на 3/4 тона. Если корректирующим вентилем в какой-нибудь комбинации вентилей подменить 1-й вентиль, то интонация выправится на 1/4 тона вверх, а если подменить 2-й вентиль, то интонация выправится на 1/4 тона вниз.
С применением квартвентиля возможно взять следующие ноты:

untitled-641

Для того чтобы получить более низкие ноты, нужно применять комбинации из квартвентиля и двух или трех основных вентилей, что, однако, приводит к очень плохим результатам.
Регистры тубы. 2-й обертон тубы обладает полным, плотным тембром, особенно если он не слишком понижен вентилями.
От 3-го до 6-го обертонов туба дает мягкие мощные звуки в forte (в sforzando похожие на удары колокола). 8-й обертон несколько сдавлен, а выше 8-го обертона эта сдавленность проявляется особенно сильно и звук тубы становится похожим на звук валторны, но с неустойчивой интонацией (прерывающийся, дрожащий звук).
Верхние звуки тубы, не отличающиеся достаточной мощностью, не удаются и в piano.
Attacca тубы несколько более мягкая, чем у тромбона и особенно у трубы, и напоминает валторновую.
Техника игры на тубе. Благодаря механизму вентилей туба является инструментом довольно подвижным (разумеется, не в крайних регистах), но в быстрых гаммообразных диатонических и хроматических пассажах и, особенно, в арпеджио интонация тубы становится невнятной, «бормочущей».
Staccato на тубе достаточно отчетливое, хотя и грузное. Оно лучше получается в forte, чем в piano. «Двойной» и «тройной» язык невозможен (звук не успевает возникнуть). На тубе употребляются, главным образом, вентильные трели, те же, что и на валторне (то есть 1-м или 2-м вентилем без дополнительного понижения строя):

untitled-651

Кроме того, на тубе можно извлечь несколько верхних губных трелей (выше 8-го обертона). Однако практически они почти не употребляются по причине их плохой звучности и трудности воспроизведения.
Расход дыхания на тубе огромен, особенно в нижнем регистре в forte; поэтому певучие фразы solo, хорошо звучащие на этом инструменте в среднем регистре, должны быть короткого дыхания.
В партии тубы нельзя злоупотреблять относительно длинными нотами и предписывать долго играть forte без пауз, так как исполнитель может чрезмерно устать. Более, чем на любом другом медном духовом инструменте, здесь нужно заботиться о моментах отдыха — паузах и приберегать силы исполнителя к ответственным моментам его партии.
Мощный, полный звук тубы является надежным фундаментом всей оркестровой звучности.
Туба — инструмент нетранспонирующий и записывается в басовом ключе соответственно своему действительному звучанию. Наиболее удобной тональностью для тубы является B-dur.

Наверх! Запостить!